skype
100 лучших франшиз
Конкурсы и акции
Изучаем иностранный язык: основные принципы и подходы

Специалисты детского развивающего центра "Сёма" предлагают к прочтению материал, который может пригодиться как при выборе курсов иностранного языка для вашего ребёнка, так и для языковых курсов для взрослых. Статья рассматривает основные подходы в преподавании иностранного языка на разных курсах.

Количество курсов, предлагаемых на сегодняшний день зарубежными школами языка, интенсивно растет. С количественным ростом активно развивается и содержательная сторона образовательных программ. Индивидуальные курсы и интенсивные программы, «полное погружение» и сочетание занятий с отдыхом, спортом и творчеством, курсы профессиональной лексики и курсы, целенаправленно приближающие ваш язык к языку носителя, – выбор по-настоящему велик. Не менее разнообразна география учебных заведений, предоставляющих такого рода образовательные услуги. Английский язык можно изучать в Великобритании, США, Канаде и совмещать его с изучением других языков в международных центрах Бельгии, Германии, Испании. Для того чтобы выделить из длинного списка наиболее подходящую школу следует сделать две вещи. Во-первых, четко поставить перед собой цели и задачи, ответить на вопрос: «Для чего на данный момент мне нужен иностранный язык?». Во-вторых, узнать, какими принципами руководствуется та или иная школа, какие методы используют преподаватели. Знание этих априорных посылок позволяет не ошибиться при выборе образовательной программы и получить максимальное удовлетворение от потраченного на учебу времени.

Как правило, выделяют несколько наиболее популярных подходов к преподаванию иностранного языка.

Лингвосоциокультурный подход

Данный подход присущ практически всем зарубежным языковым школам. Основной принцип подхода: «Изучая иностранный язык, вы узнаете культуру страны, в которой на нем говорят». И наоборот: «Познавая культурные феномены, вы усваиваете язык культуры». На занятиях большое внимание уделяется традициям и обычаям страны, культурным кодам, этническим особенностям.

Коммуникативный подход

Коммуникативным подходом руководствуются британские и американские языковые школы Bell International, OISE, St. Giles International, Rennert Bilingual, NESE. Основная задача – научить студента сначала говорить и легко воспринимать устную речь, а уже затем писать. Подход ориентирован в первую очередь на тех, кто желает за небольшой срок адаптироваться в языковой среде.

Интенсивный метод

Метод предназначен для деловых людей, предполагающих за короткий срок овладеть конкретными языковыми навыками. Преподаватели школ OISE и Centre Linguista Canada формируют у слушателей «выразительное речевое поведение». За небольшой период времени слушатели запоминают определенный круг устойчивых клишированных выражений, а затем учатся их употреблять, при этом слегка импровизируя и добавляя более эмоциональные разговорные фразы. Зачастую интенсивного курса достаточно для использования языка в профессиональной области: в деловой переписке, при проведении презентаций и телефонных переговоров, составлении коммерческих предложений.

«Прямой» (direct) метод

Данный метод широко известен как метод Берлица. Основной принцип состоит в полном исключении родного языка студента из процесса обучения. Цель – научить студента думать на иностранном языке. В связи с этим, даже студентам, имеющим нулевой уровень владения языком, приходится воспринимать иностранную речь. Перевод слов и выражений на родной язык полностью отсутствует. Исключение перевода позволяет преодолеть иллюзию, что каждое слово и выражение родного языка имеют точный эквивалент в новом языке. Отсутствие перевода позволяет обеспечить «прямой» доступ к языковым конструкциям. Метод активно используется языковыми школами Международной корпорации Берлица (The Berlitz School of Languages).

Деловой (или деятельностный) подход

Мы бы хотели выделить особый подход, редко встречающийся в общепринятых классификациях. Деловой (деятельностный) подход предполагает изучение иностранного языка в сочетании с практикой общения в профессиональной области. Такую возможность предоставляют языковые школы Нью-Йорка, Лондона, Сан-Франциско, Торонто и других мировых бизнес-центров. Как правило, программа (она получила название «Стажировка – Internship») состоит из двух частей: первая – повышение языкового уровня на занятиях в школе, вторая – стажировка в иностранной компании по специальности. Деловой метод по своей природе очень интенсивен. Происходит наиболее активное овладение иностранным языком путем быстрого решения деловых вопросов, реализации задач и проектов. Участник программы мобилизует все возможные ресурсы, и даже если уровень его языка не достигает отметки «advanced», он быстро подключается к работе. Как отмечают профессионалы, преподаватели школы Rennert Bilingual, деловой подход можно иначе обозначить как непосредственное использование языка в действии. Это как раз тот случай, когда практика имеет очевидный приоритет перед теорией. Направления же получения профессионального опыта очень разнообразны:

 

  • Маркетинг и реклама
  • Продажи
  • Право
  • Индустрия моды
  • Строительство
  • Финансы
  • Банковское дело
  • Средства массовой информации
  • Гостиничный бизнес
  • Тур индустрия
  • IT
  • Искусство
  • Производственные сферы

    Деятельностный метод изучения иностранного языка может оказаться очень эффективным. Его рекомендуют людям, нацеленным на стремительную карьеру, профессиональное и творческое развитие, тесное знакомство с западной бизнес-практикой и принципами организации труда за рубежом. В то же время сам подход к выбору релевантного метода должен быть деловым. Взвешивая собственные цели, соотнося задачи и возможности их реализации, человек выбирает те методики и принципы преподавания иностранного языка, позволяющие ему наиболее успешно пройти обучение.